Тест напольной акустики DALI Oberon 9: нужно поддать баса. Но сделать это изящно

Линейка Oberon дебютировала три года назад, и в ней компания DALI постаралась воплотить концепцию доступного каждому хайфая. Шалость удалась: линейка оказалась очень популярной во всем мире.

Она пришла на смену серии Zensor и стала еще одной входной точкой в мир качественного звука в иерархии DALI, предлагая при этом часть технологий из старших линеек. Одна из таких технологий — это материал SMC, используемый в магнитной системе. 

За время своего существования линейка Oberon разрослась, обзавелась активными версиями, а год назад анонсировали и новый флагман — модель Oberon 9. История ее появления, как кажется на первый взгляд, достаточно простая: взяли Oberon 7, чуток раздули по всем направлениям, увеличили динамики, перетасовали их на передней панели и добавили басовик. Вуаля — появились DALI для тех, кому нужно «много звука за мало денег».

Рядом стоят Opticon 6 MK 2

Старый новый друг

Сами по себе Oberon 9 в категорию компактных напольников при высоте в 117 см не попадают — а с учетом того, что они вширь и в глубину тоже раздались относительно Oberon 7 аж на 6 см (а весят так и вовсе в 2,5 раза больше), можно смело сказать, что колонки вышли большими. Но шкафами назвать их нельзя: неброский скандинавский дизайн, сочетающий в себе винил под ясень и черную матовую пленку, не изобилует кричащими деталями, которые привлекают внимание к габаритам. Нет каких-то дополнительных пластин, винтиков, планок, чего-то, что отвлекало бы — все предельно функционально.

Идущая в комплекте защитная решетка закрывает только динамики, оставляя нижнюю часть фронтальной панели на виду — и да, крепится она на штырьках, как и во всех колонках серии Oberon. Сзади под фазоинвертором находятся небольшая табличка с названием модели и пара клемм, установленных под углом — никакого бивайринга или биампинга.

Индекс в названии указывает на диаметр басовых динамиков — тут стоят два 9-дюймовых излучателя. Среднечастотник — 7-дюймовый — подвинули выше, разместили над твитером. В итоге получились честные три полосы, а твитер не задран вверх — находится примерно на уровне ушей, если сидеть в удобном низеньком кресле.

Фазоинверторов у Oberon 9 два, на задней стенке — один ближе к нижней части корпуса, второй же находится как раз напротив верхнего басовика. Весь корпус устойчиво стоит на широком, немного изогнутом алюминиевом основании.

О всех технологических особенностях линейки Oberon мы рассказывали не единожды — и Oberon 9 в этом от младших собратьев не отличаются. Диффузоры СЧ- и НЧ-динамиков по доброй далишной традиции изготовлены из фирменной целлюлозной массы с добавлением древесных волокон и имеют из-за этого теплый шоколадный оттенок со светлыми прожилками. Фазовыравнивающих или пылезащитных пуль у них нет — это практически ровные чашки. 

Твитер сияет, будто металлический, но на деле он тканевый с пропиткой

Твитер крупный, 29 мм, вписан в серебристое кольцо с насечками — и сами габариты, и это кольцо улучшают дисперсию. Играть он начинает достаточно высоко — частота раздела кроссовера аж 3,4 кГц. 

Среднечастотник, в отличие от аналогичных динамиков, установленных в Oberon 7, играет в закрытом объеме, и для этого его параметры пришлось немного оптимизировать, да и работает он с 780 Гц. Но самое интересное — это басовики.

Таких динамиков у DALI не было — их разработали специально для Oberon 9. Это самый крупный динамик из тех, что сейчас в принципе выпускает DALI для акустики (даже в Epicon стоят 8-дюймовые излучатели). Каждый из двух басовиков работает в своем объеме — отсюда и два фазоинвертора. Внутренний объем разделен для двух динамиков наклонной перегородкой, которая к тому же еще и жесткость корпуса повышает.

Динамики с фирменным мягким магнитным компаундом — SMC — отличаются от серии к серии. Если у старших DALI он используется в магнитной системе практически целиком, то серия Oberon удостоилась вставки под звуковой катушкой, на керне. И с точки зрения физики эффект все равно есть: ослабляются вихревые токи и снижается уровень третьей гармоники.

В общем, в DALI, разрабатывая Oberon 9, не просто раздули Oberon 7 во всех направлениях — а подошли к выпуску флагманской модели начальной серии очень даже тщательно. 

Балет слонов

Те, кто знаком с техникой DALI, знают, что даже модели из линейки Oberon, несмотря на наличие только одного твитера, являются акустикой, уделяющей максимум внимания высокочастотному диапазону. Это фирменная особенность бренда, идеально вписывающаяся в современный тренд на яркий верх (а, может, даже и форсировавшая его в свое время).

За что многие полюбили линейку Oberon? За сочетание фирменного далишного изящества, уже проявляющегося характера и технологичности с доступной стоимостью и совместимостью с самым разным усилением. Мы в свое время протестировали все, что в эту серию входит, только домашний кинотеатр, разве что, не опробовали (а для него, кстати, Oberon 9 на фронты должны неплохо подойти).

И девятки в плане характера отлично вписываются в линейку Oberon — на месте и изящество, и доступность, и достаточная индифферентность по отношению к усилению, но они предлагают кое-что еще: разнообразие.

Эти DALI немного менее DALI за счет более могучего баса, который аккуратно оттеняет оставшийся ярким и живым верх. Передозировки пустыми, искусственно раздутыми низами нет — массивность в том же нижнем регистре фортепиано совершенно осязаемая, контрабас могуч и тактилен, но они не мешают резвиться высоким нотам где-то на своем собственном слое, никак его не закрывая.

Ради этих басовиков все и затевалось

Крупные, массивные Oberon 9 стояли в достаточно тесном шоуруме, но при этом не гудели, хотя у них для этого были все условия и причины: и по бокам места не так уж много, и сзади им досталось буквально полметра свободного пространства.

Да, на Bohren und der Club of Gore и Fogh Depot звук пытался уползти в сторону гула, но вовремя спохватывался и не проваливался в бездну до конца, а быстро из нее выбирался. Контроль не растерял. Бас остался по-хорошему управляемым и при этом обволакивающе-мягким. С менее требовательными жанрами так и вовсе проблем не было.

С Oberon 9 я вспомнила, за что полюбила псай-транс и драм-н-бейс: за плотный, вбуравливающийся в тело ритм и радующие душу переливчатые детали на высоких частотах. И добиться того, чтобы одно не перевешивало другое, очень сложно: либо бас забарывает собой все, либо остается излишне мягкотелым на фоне пронзительно чистого верха. А в Oberon 9 удалось оставить фирменное далишное изящество, текстурирующее высокие частоты, но при этом поддать массы.

Правда, если масса есть, то к скорости ее отработки возникают вопросы. За очень шустрыми треками акустика не поспевает, ритм становится более сглаженным, поэтому, например, ту же «BFG Division» из саундтрека «DOOM» отыграть с нужной дискретностью им сложно. А вот треки вроде «Disintegrate Slowly» от The Glitch Mob или «Heavyweight» от Infected Mushroom уже проблем не вызывают.

Очень интересный эффект я получила на «The Fragile» Nine Inch Nails: такое ощущение, будто Oberon 9 добавили в голос Трента Резнора немного вибрато, за счет чего он стал казаться более объемным. Скорее всего, в этом им еще помогло и помещение с переотражениями, но композиции такая обработка неплохо подошла.

С голосами история типичная для DALI: живо, звонко, ярко и чисто, вокал на своем месте, отыгрывается четко, с нужным количеством воздуха. На рисуемой акустикой сцене они находятся вровень с общим миксом, хорошо в него вплетаются, остаются фактурными. Сама сцена — скорее всего, из-за помещения — показалась более скученной и камерной, чем нужно. Масштабные оркестровые композиции, которые хотелось бы выпустить на волю, будто бы играли в небольшом концертном зале, теряя грандиозность. Шумные нейрофанковые и индастриальные треки из-за этого превращались в массивную стену звука, лишаясь некоторых подробностей. Этим колонкам явно нужно больше места.

И нашим, и вашим

Даже в таких условиях Oberon 9 показались мне одними из самых живых DALI. Отличное сочетание фирменной аккуратной, достаточно элегантной и яркой подачи с суровым басом сделало акустику более сбалансированной, а оттого и более универсальной. Звука много, и он может впечатать диафрагму в позвоночник, но фамильное изящество не дает ему окончательно пойти вразнос. Хорошо записанная электронная музыка, джаз, изобилующий контрабасами и саксофонами, что-нибудь гнетуще-медленное или, наоборот, маршево-напористое — диапазон жанров, в которых Oberon 9 хорошо себя проявляют, достаточно широк.

И нельзя сказать, что они являются серьезной нагрузкой для усилителя. Но самое главное, что им нужно — это место. Акустика все-таки получилась большой, воздух девятидюймовые басовики гоняют активно, так что и пространства им следует дать побольше. Тогда и сцена станет фактурнее, и звук обретет больше объема.

В остальном же у DALI получилось создать акустику с большим звуком, которую можно слушать часами и не уставать — именно из-за того, что в ней удалось соблюсти баланс.

Также вам будет интересно: Marantz PM/ND8006. Обзор журнала HI-FI NEWS [UK]

ДОСТОИНСТВА

Отличный баланс массивности, масштабности и детальности в звучании, простота подбора усиления, цена

НЕДОСТАТКИ

Большим колонкам нужно много места, и фазоинверторы на задней панели положение не упрощают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.