Обзор кинотеатрального 4К DLP-проектора JVC LX-UH1

Тест проектора начального уровня от JVC!

Внешний вид

Корпус проектора изготовлен из пластика в основном с матовой поверхностью и только вогнутая поверхность спереди зеркально-гладкая. В целом корпус немаркий. Белый цвет позволяет проектору быть не очень заметным под потолком в обычной комнате. Есть еще вариант проектора LX-UH1 в черном корпусе, который более предпочтительный для домашнего кинотеатра, расположенного в помещении со специальным затемнением:

На верхней панели находятся регуляторы сдвига объектива, а также контрольная панель с полупрозрачным окошком ИК-приемника, кнопками и индикаторами состояния.

Часть верхней панели снимается, открывая доступ к отсеку лампы (фиксирующий крышку винт спрятан за заглушкой). Для замены лампы проектор не нужно демонтировать с потолочного кронштейна.

Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели.

На вертикальную плоскость этой ниши наклеен лист прочного пластика — металлические края разъемов видимых царапин на нем не оставляют, — правда его нет около разъемов HDMI и Mini-USB. Подписи к разъемам хорошо читаемые только при косом падении света. Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для кенсингтонского замка. Заборная решетка вентиляции находится на левом боку. Фильтра от пыли в проекторе нет, что, впрочем, типично для современных DLP-проекторов.

На стыке днища и правого бока есть ниша с перемычкой из пластика, за которую проектор можно пристегнуть к чему-то массивному, чтобы не украли. Горячий воздух выдувается вправо через решетку на правом боку.

Второй ИК-приемник — на передней панели за полупрозрачным круглым окошком.

На днище есть три ножки со сгругленными резиновыми подошвами. Две из них вывинчиваются из корпуса (левая примерно на 15 мм, передняя — на 25 мм, пластиковые винтовые стойки), что позволяет устранять небольшой перекос при размещении проектора на горизонтальной поверхности и/или приподнять переднюю часть. В днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой, предназначенные для монтажа на потолочном кронштейне. Также есть непонятного предназначения небольшая скобочка из пластика.

Поставляется проектор JVC в относительно небольшой коробке с прорезными ручками по бокам.

Пульт

Корпус ИК-пульта дистанционного управления изготовлен из пластика с снаружи с черной матовой поверхностью. Сверху наклеена пластина из прочного пластика с фактурной поверхностью. Пульт толстоват, поэтому в руке лежит не очень удобно. Кнопки не очень мелкие (они из резиноподобного материала), подписи относительно читаемые. Кнопок немного. Ход кнопок недлинный, при срабатывании кнопок раздается выраженный щелчок. В заднем торце пульта есть гнездо миниджек 3,5 мм, которое обычно используется для проводного подключения пульта к проектору, но в данном случае на проекторе нет ответного разъема. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка, включающаяся при нажатии только на кнопку подсветки (Light), что неудобно, к тому же эта кнопка в темноте не фосфоресцирует, как это бывает. Выключается подсветка через 10 секунд после последнего нажатия на кнопки пульта.

Питается пульт от двух элементов питания AA, которые включены в комплект поставки.

Коммутация

Проектор оснащен двумя HDMI-входами и единственным аналоговым видеовходом — VGA. Входы HDMI неравнозначные, HDMI1 (видимо, версии 2.0) поддерживает HDCP 2.2. С практической точки зрения это означает, что именно он поддерживает не просто видеосигнал с разрешением 4К, но и с максимально возможной цветовой четкостью (кодирование цвета 4:4:4) при частоте 60 кадр/с. Есть автоматическое обнаружение сигнала на входах (его можно отключить), хотя во время тестирования на вход VGA проектор сам не переключился. Вход управления экрана с электроприводом можно подключить к разъему 12V Trigger, тогда, если будет включена опция Триггер 12 В, экран будет автоматически разворачиваться при включении проектора. Интерфейс RS-232 предназначен для дистанционного управления проектором, но подробностей мы не нашли. Разъем USB типа A предназначен только для подпитки внешних устройств (заявлено, что выдает до 1,5 А), например, его можно использовать для питания беспроводных приемников или микрокомпьютеров, подключенных к HDMI. Разъем Mini-USB используется в сервисных целях для обновления микропрограммы в частности. Стереоскопический режим данным проектором не поддерживается.

Меню и локализация

Меню строгое, оно имеет черно-серо-белое оформление с оранжевым акцентом. Шрифт меню достаточно крупный и удобочитаемый.

Настроек не очень много. Навигация удобная, списки зациклены, что ускоряет навигацию. Таймаут автоматического выхода из меню настраивается вплоть до отключения. Есть возможность выбрать расположение меню на экране. Самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям одной-двух кнопок. При настройке некоторых параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только название настройки, ползунок и текущее значение, что облегчает оценку вносимых изменений картинки (белый прямоугольник — это вся область вывода изображения).

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляются вращением внешнего кольца на объективе, а регулировка фокусного расстояния — рычажком рядом. Два регулятора на верхней панели позволяют смещать границы проекции так, что картинка смещается максимум на 60% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 23% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали.

Регуляторы относительно тугие, вращать их получается только медленно, удерживая двумя пальцами. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой пульта или из меню вывести на экран тестовый шаблон. Есть несколько режимов трансформации — достаточно, чтобы привести в соответствие формат области проекции и распространенные форматы видео.

Отдельная настройка влияет на обрезку краев, она позволяет немного увеличить картинку так, что исходное изображение по периметру выходит за область проекции. Кнопка Hide на пульте временно приостанавливает проекцию изображения. В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, поэтому его можно размещать на уровне переднего ряда зрителей или за ним.

Настройка изображения

На картинку большое влияние оказывает профиль изображения (список ТТ), поэтому начинать настройку имеет смысл с выбора того профиля, который лучше подходит под текущие условия.

За основу для одного из двух пользовательских профилей (имя им можно задать свое) можно взять один из трех встроенных профилей.

Далее настройками можно подправить цветовой и яркостный баланс, степень повышения контурной резкости и т. д.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического включения при подаче энергии, таймер на выключение при отсутствии сигнала, блокировка кнопок на корпусе, кроме кнопки включения/выключения и защита паролем. Входам можно задать свои имена.

Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива так, что низ изображения находился примерно на оси объектива. Результаты измерений (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, лампа включена на высокой яркости, выбран профиль Dynamic и отключена динамическая диафрагма):

Режим

Световой поток

1900 лм

Экономичный

1300 лм

Равномерность

+11%, −18%

Контрастность

450:1

Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения (заявлено 2000 лм). Равномерность освещенности для проектора хорошая. Контрастность для DLP-проектора нормальная. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим

Контрастность full on/full off

960:1

Авт. диафрагма = Низк.

1350:1

Авт. диафрагма = Выс

5250:1

Максимальное фокусное расстояние

1250:1

Контрастность full on/full off типичная для современных DLP-проекторов, она уменьшается в режимах с цветокоррекцией и увеличивается при увеличении фокусного расстояния и/или выборе режимов с динамической регулировкой диафрагмы. В последнем варианте такое управление световым потоком нисколько не влияет на реальный контраст в кадре, но восприятие темных сцен может улучшаться.

Ниже приведен график зависимости яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля для случая, когда режим с динамическим управлением диафрагмы выключен и для двух вариантов его работы:

Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при Авт. диафрагма = Выкл., Низк. и Выс. Для наглядности графики сглажены.

Видно, что подстройка диафрагмы выполняется относительно быстро, примерно за 0,5 с.

Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами из повторяющейся триады красного, зеленого и синего цветов. Яркость белого поля немного повышается за счет использования промежутков между сегментами.

Разумеется, увеличение яркости белого относительно цветных участков изображения слегка ухудшает яркостный баланс. Судя по графикам яркости от времени, частота чередования сегментов составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т. е. светофильтр имеет скорость 4×. В режиме 24p частота чередования сегментов также равна 240 Гц. Эффект «радуги» присутствует, но заметен несильно. Как и во всех DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Реальная гамма-кривая зависимости от значения настройки Выберите гамму. Числовые значения этой настройки близки к показателям аппроксимирующей степенной функции. В случае Приоритет контр. немного занижается яркость в тенях и завышается в светах, в случае Приоритет яркости картинка светлее в средних по яркости тонах, а в случае HLG — растянутый диапазон в тенях:

График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами, полученный при последовательном выводе 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в случае Выберите гамму = 2.2:

Из графика следует, рост прироста яркости более-менее равномерный, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В том числе и в близком к черному диапазоне:

Реальная гамма-кривая лучше всего аппроксимируется степенной функцией с показателем 2,24, что чуть-чуть выше стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая немного отклоняется от степенной зависимости:

Звуковые характеристики и потребление электроэнергии

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим

Уровень шума, дБА

Субъективная оценка

Потребляемая от сети мощность, Вт

Высокой яркости + e-shift

36,8

Тихо

307

Высокой яркости

34,0

Очень тихо

297

Низкой яркости + e-shift

35,9

Тихо

231

Низкой яркости

28,0

Очень тихо

221

По кинотеатральным меркам, если не включать функцию увеличения разрешения (e-shift), то проектор даже в режиме высокой яркости является очень тихим устройством. Шум равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма работает негромко. Однако даже в режиме с высокой яркостью на фоне работы системы охлаждения можно выделить характерное жужжание во время регулировки светового потока с помощью диафрагмы. Включение e-shift заметно увеличивает шум, при этом появляется не очень приятное гудение.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Изображение четкое, вертикальные цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 1 до 255. Результат автоматической подстройки под параметры VGA-сигнала не нуждается в ручной коррекции. В целом качество очень хорошее, этот тип подключения вполне может использоваться и в качестве основного, если не нужно разрешение 4К.

HDMI-подключение к компьютеру

При таком способе подключения к порту HDMI1 и в случае подходящей видеокарты (мы использовали видеокарту MSI GeForce GTX 1070 Gaming X 8G) поддерживается режим вплоть до 3840 на 2160 пикселей и 60 Гц кадровой частоты при кодировании цвета 4:4:4 (то есть без снижения цветового разрешения) с глубиной 8 бит на цвет. Белое поле выглядит равномерно освещенным, цветных разводов нет. Равномерность черного поля хорошая, бликов на нем нет. Геометрия почти идеальная, только при вертикальном сдвиге длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь где-то на 3 мм при порядка 2 м ширины. Четкость высокая. Хроматических аберраций практически нет (только к углам можно заметить бледную кайму толщиной порядка 1/3 пикселя у границ контрастных объектов). Равномерность фокусировки очень хорошая.

HDMI-подключение к бытовому плееру

В данном случае HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и [email protected]/50/60 Гц. Цвета правильные, слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завалом на один оттенок в тенях или в светах можно пренебречь). В случае сигнала 1080p при 24 кадр/с кадры выводятся с чередованием длительности 1:1. Яркостная и цветовая четкость всегда высокая и определяется только типом видеосигнала.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов только для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям. Есть сглаживание зубчатых диагональных границ двигающихся объектов в случае чересстрочного видеосигнала.

В данном проекторе есть функция увеличения разрешения относительно физического разрешения матрицы. Она имеет фирменное название e-shift. В этом режиме каждый исходный кадр сначала масштабируется (если это требуется) до разрешения 4К, затем разбивается на четыре подкадра с разрешением 1920×1080 пикселей (это физическое разрешение матрицы), которые выводятся последовательно с частотой 240 Гц со сдвигом на 0,5 пикселя первого подкадра вверх, второго — вправо, третьего — вниз и четвертого — влево. Таким образом, с частотой 60 Гц формируется изображение, разрешение которого условно в 4 раза выше разрешения матрицы DMD. Соответствующий набор микросхем разработан компанией Texas Instruments, ею же осуществляется поддержка разработчиков, внедряющих эту технологию в проекционные системы. Подобные технологии применяются и в случае проекторов с ЖК-матрицами (просветными и на отражение).

Результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К, так как пиксели подкадров частично накладываются друг на друга, что снижает итоговую четкость сформированного кадра. Тем не менее положительный эффект есть, изображение становится более «аналоговым», так как практически исчезает и так едва заметная пиксельная решетка, при этом детализация возрастает, например, мелкий текст становится более читаемым. Это подтверждают приведенные ниже фрагменты изображения с выключенным и включенным режимом увеличения разрешения до 4К при исходном сигнале 4К:

Функция e-shift выключена

Функция e-shift включена

Результат очень хороший. Если это и не истинное 4К-разрешение, то что-то очень близкое к нему. Однако напомним, про увеличение уровня шума при работе e-shift, также отключение e-shift не совсем предсказуемым образом влияет на доступность настроек. Если нужно отключить e-shift, то лучше сначала выбрать нужный профиль изображения в настройках проектора, а уже потом отключить данную функцию.

Возможность работы с источником сигнала HDR мы проверили при подключении к персональному компьютеру под управлением Microsoft Windows 10 с указанной выше видеокартой:

В данном случае доступным оказалось только 8-битное представление цвета с динамическим повышением битности, однако результат все равно хороший, градаций оттенков больше, чем в случае 8-битного цвета, цвета у контента HDR яркие.

Определение времени отклика и задержки вывода

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. Для сигналов 1080p при 60 Гц кадровой частоты эта полная задержка вывода изображения составила порядка 40 мс. Такая задержка может быть будет чувствоваться в очень динамичных играх (да и то вряд ли), но не при работе за компьютером. Включение e-shift увеличивает задержку примерно на 10 мс.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват практически не зависит от текущего сочетания настроек и он близок к sRGB.

В случае контента с охватом sRGB цвета имеют естественную насыщенность. Ниже приведены спектры белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при выборе самого яркого встроенного профиля Dynamic:

И для профиля Natural:

Видно, что в случае профиля Dynamic яркость белого немного превышает яркость основных цветов в синей области спектра. В случае профиля Natural яркость белого чуть завышена в красной области. Отметим, что в целом это типичные спектры для проекторов с источником света в виде ртутной лампы высокого давления.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого яркого режима (выбран профиль Dynamic) и для профиля Natural для двух вариантов профиля цветовой температуры (Низк. и Норм.). Укажем, что близкий к  черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

Дисбаланс оттенков даже в случае самого яркого режима не очень большой. Выбор профиля Natural и варианта Норм. для цветовой температуры с потребительской точки зрения уже обеспечивает хорошее качество цветопередачи, так как цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К абсолютно черного тела, а ΔE на большей части шкалы серого ниже 10 единиц, при этом оба параметра не очень сильно изменяются от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. Разумеется, чем точнее настроена цветопередача, тем ниже яркость и контраст. Тут уж придется выбирать, что важнее.

Выводы

По совокупности характеристик JVC LX-UH1 можно рекомендовать к использованию в составе продвинутого домашнего кинотеатра. В случае контента 4К проектор обеспечит разрешение изображения, близкое к настоящему Ultra HD, а более доступный контент Full HD на этом проекторе выводится с уменьшенной пикселизацией, почти в аналоговом виде. Не исключено использование JVC LX-UH1 в качестве развлекательного, то есть для просмотра фотографий, видеосъемок и телепередач, а также для игр на не очень большом экране в условиях неполного затемнения помещения, так как в самом ярком режиме световой поток достигает почти 2000 лм.

Достоинства

  • Динамическое увеличение разрешения до 4К
  • Поддержка разрешения 4К/60p и HDR на входе
  • Хорошее качество цветопередачи
  • Правильный вид светофильтра
  • Тихая работа (если не включать e-shift)
  • Регулируемый вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива
  • Минимальные геометрические искажения проекции
  • Пульт ДУ с подсветкой
  • Удобное и русифицированное меню
  • Функции защиты от кражи и несанкционированного использования

Недостатки

  • Заметное увеличение шума при включении e-shift
  • Неудобное включение подсветки у пульта ДУ

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор проектора JVC LX-UH1W:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.